medved_kuznets (medved_kuznets) wrote,
medved_kuznets
medved_kuznets

Categories:

Кострома

На выходные получилось проехать до Костромы, но не самостоятельно, а "с группой". Жена с дочкой "в городах концерты давали", ну и мы с младшим присоседились. Так что посмотрели всё галопом.



Спас в рядах (ранее - Спас в садах)
Храм раньше был в садах, потом к нему пристроили торговые ряды со всех сторон.

Ряды собственно
Сам храм, как ни странно, построили в 18 веке, хотя зодчие явно предпочитали уже "вышедший из моды" стиль "узорочья", характерный (для Москвы, по крайней мере) для 17 века.

Но на колокольне барокко всё же взяло своё

Ряды ночью

Ещё ряды - очень уж их было много

Сковородка - так местные называют свою главную площадь (официально - площадь Сусанина). Пожарная каланча венчает пожарное депо.
Город очень уютный, в центре полно замечательной архитектуры, например:

Деревянный, многоквартирный домик (точнее - 6-ти квартирный).

чудесный домик с воротами

собственно ворота,

ворота - покрупнее

Домик с рельефами (к сожалению не удалось нормально сфотать сюжеты)



Ворота с грифонами.
Некоторые интересности удалось увидеть только ночь, и заснять, к сожалению, не получилось. Только вот такие фрагменты, до которых добивала вспышка.

Дебаркадер, на котором, по слухам, снимался "Жестокий романс"

Ну и наконец два монастыря. Первый - Богоявленско-Анастасьин.

В нем хранится икона Феодоровской Богородицы, та самая, которой благословили на царство Михаила Романова в Ипатьевском монастыре. Там фотать было запрещено, но мы смогли приложиться и немного рассмотреть её. Она очень темная (говорят, потемнела в 1918) сложно разглядеть живопись. Но вот другие иконы в Богоявленском соборе меня поразили. Я не знаток, но похоже, что там есть и до 16 века иконы.
Архитектура собора совершенно особенная. Основной объём храма, построенного в середине 17 века вполне себе классичен для своего времени, но трапезная, над которой пять темных куполов (ощущение, что это ещё один храм, пристроенный с запада) очень забавно выглядит. Она построена во второй половине 19 века, и являет смесь сибирского барокко и неорусского стиля.
В собор можно попасть с улицы, пройдя через башню:

а дальше проход плавно переходит в трапезную, и далее в сам храм. При этом идёшь довольно долго и часть пути - поднимаясь по лестнице, так что оказавшись в храме теряешь ощущение того, под каким именно куполом ты находишься.
Сейчас там действующий женский монастырь, так что выйти и осмотреть храм снаружи было невозможно. Пришлось довольствоваться фото из ворот.


Ну и наконец - Ипатьевский монастырь.

Фотографировать можно было только на улице, так что замечательные фрески 17 века Троицкого собора и его не менее замечательный барочный иконостас останутся за кадром. Расписан не только храм (в конце 17 века артелью изографов среди которых был знаменитый Гурий Никитин), но и внутренность гульбища, где сохранилась пара фресок середины 17 века, в том числе "Страшный суд".

Ну и я не мог пройти мимо "нарышкинско-барочных" каменных волн на фронтонах окон.

колокольня монастыря.
Говоря об Ипатьевском монастыре я не мог не задуматься о тех событиях, с которыми он был связан (призванием Михаила Романова), и событиях, с которыми его название ассоциируется (ипатьевский дом). Я понимаю, что могу быть наивным и, с другой стороны, то, что я подумал - могло приходить в голову многим, но всё же... Меня заинтересовало - кто же такой был этот святой Ипатий, с именем которого связаны такие сложные и страшные страницы России? И первое, что меня поразило при чтении Вики: когда описывается, что Ипатия побили камнями еретики ("и сбросили с высокого берега в болото" - что уже даёт некую параллель с событиями 18-го года) есть фраза "Женщина, бывшая среди нападавших и нанёсшая святому смертельный удар камнем по голове, тотчас потеряла рассудок и стала бить себя тем же камнем. Впоследствии она получила исцеление на могиле святого" - так вот первое, что мне приходит в голову - это ассоциация Ипатия с Романовыми, а указанной женщины с Россией.
Ну а чтобы не заканчивать на такой неоднозначной ноте - вот ещё один образ Федоровской Богородицы, видевший первых Романовых:



Tags: Христианство, архитектура, нарышкинское барокко, узорочье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments